Новости

В Санкт-Петербурге был дан старт культурно-просветительскому проекту «Диалогос: через Слово»

По благословению Высокопреосвященнейшего ВАРСОНОФИЯ, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, 25 марта в книжном магазине “ДАЛЬ. Философский книжный” состоялась лекция «Теология и университет» доктора философских наук, директора Института теологии СПбГУ, профессора кафедры богословия СПбДА Дмитрия Викторовича Шмонина в рамках культурно-просветительского проекта “Диалогос: через Слово”.

         Вопрос о целесообразности нахождения теологии в качестве научной дисциплины в учреждениях высшего образования России волнует секулярно настроенную публику: некоторые люди считают, что между теологией и богословием нет никаких различий и поэтому её преподавание целесообразно лишь в духовных учебных заведениях, другие же придерживаются мнения, что теология – пережиток прошлого и среди направлений гуманитарного образования ей нет места.

Теологическое образование в Синодальный период

         Ученый кратко остановился на истории теологического образования в России, пояснив, почему в Академическом университете при Петербургской академии наук, основанной императором Петром I в 1724 году, наряду с другими факультетами не был создан теологический факультет. Попечение о теологии передавалось Святейшему Синоду.

«Какое бы богословие, какую бы теологию читали протестантские профессора, которых приглашали в Петербург, чтобы они преподавали различные научные дисциплины?.. Поэтому теологического факультета не было ни в первом Петербургском академическом университете, ни в Императорском Московском университете, который спустя несколько десятилетий был создан благодаря стараниям Шувалова и Ломоносова», – отметил лектор.

         В соответствии с разработанным архиепископом Феофаном (Прокоповичем) Духовным регламентом, который регулировал отношения государства и Церкви, начинает формироваться сеть духовных учебных заведений став своеобразной точкой в церковной реформе, проводимой Петром I. Способные семинаристы, завершившие курс обучения в духовных школах (а часто и до этого срока), переводятся в университет при Академии. Им уже не нужно было слушать теологические курсы. Да и специфика профессоров, приглашенных в Россию, которые в большинстве своем принадлежали протестантизму, делала неочевидной возможность открытия теологических факультетов в светских российских вузах XVIII века.

        Тем не менее, в наших университетах, хотя они не занимались подготовкой священнослужителей, на протяжении всего синодального периода преподавались богословие, церковная история, каноническое право. Теология, таким образом, выполняла свою мировоззренческую функцию.

Теология в системе социально-гуманитарного направления современного высшего образования в России

         Зачем нужна теология в российских вузах сейчас?

«Теология в современном университете – не «мрачное средневековье» или попытка сконструировать новую идеологию. Это, конечно, не попытка заставить всех воцерковляться и воцерковлять. Во-первых, это невозможно. Во-вторых, это не нужно. А вот восполнить целостность гуманитарной подготовки, включить в нее базовые мировоззренческие принципы не только возможно, но и необходимо. Для этого и нужны теологические курсы».

         Профессор подчеркнул, что за последние тридцать лет произошло урезание преподаваемого материала социально-гуманитарного направления в рамках курсов, преподаваемых в вузах, что сказалось негативным образом на их качестве. Специфика социально-гуманитарного направления в системе российского образования состоит в том, что «если нам плохо читают курс физики плазмы или коллоидной химии, то мы виним преподавателя, а если нам плохо читают курс философии, теологии или культурологии, то мы чаще переносим раздражение на сам предмет».

         Теология нужна в комплекте предметов социально-гуманитарной направленности и для того, чтобы усиливать критическое мышление современных людей, очень и очень зависимых от развития технологий.

Понятие теологии

         Теология дисциплина о выражении идеи спасения и великом предназначении человека. О жизни с потенциалом обрести вечность. В теологии обычно видят два среза, два уровня: научный, рациональный и мистический.

«Мистическую теологию трудно внятно выразить на бумаге, она не является наукой. Рациональная теология – это следствие, проекция религиозного опыта в нашу привычную жизнь. Но для того, чтобы более или менее адекватно понять то, о чем пишут в книгах по теологии, мы должны быть верующими людьми. Это такое маленькое, но необходимое условие. Конечно, юридически никто не заставит вас его соблюдать: неверующий человек с дипломом теолога может быть профессионалом, эрудитом, но я бы скорее такого специалиста назвал философом религии или историком религии, или культурологом», — с подчеркнул ученый.

       Важным аспектом жизни теолога, является участие в жизни Церкви, её Таинствах. Переживание личного, молитвенного (в этом смысле – мистического) опыта общения с Богом в совокупности с получением образования по данному направлению делает человека более полноценным и позволяет быть теологом в полном смысле слова.

 «Впрочем, главное и фундаментальное значение теологии – это не то, что мы пишем в книгах, это даже не то, что мы произносим в молитвах, и даже не тот сверхъестественный опыт, который мы приобретаем. А в нем самое главное – осознание того факта, что Бог сотворил мир, сотворил человека, запустил все процессы и их поддерживает. Это первый, высший смысл теологии – Бого-Словия: Слово Бога творит и поддерживает мир. И мы это осознаем. Поэтому можно говорить о трех уровнях теологии: первый, о котором мы сейчас сказали, – онтологический, второй – двустороннее движение и наша связь с Ним, третий – эта отрасль специальностей, которая выстроена вокруг изучения мира и его явлений. Помимо этого, теология необходима для того, чтобы разобраться в традиции, к которой человек принадлежит».

         В завершении выступления лектор ответил на вопросы присутствующих.

         В качестве модератора мероприятия выступил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии кандидат богословия протоиерей Александр Пелин.

         Данное событие просветительского характера положило начало реализации проекта “Диалогос: через Слово”. В рамках данного проекта будут проводиться лекции со специалистами различных направлений гуманитарного профиля на площадках города для широкой публики с последующей публикацией материала в тематических сообществах в социальных сетях.

         Культурно-просветительский проект “Диалогос: через Слово” направлен на духовно-нравственное и культурное воспитание молодежи на основе традиционных ценностей народов России, в целях сохранения исторической памяти и культурного кода России как цивилизации. Проект «Диалогос: через Слово» реализуется при поддержке Экспертного совета Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС, Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.