Новости

Слово митрополита Варсонофия на III петербургском форуме ВРНС

Уважаемые участники форума, дорогие отцы, братья и сестры!

Перед началом нашей работы хотел бы выразить слова сердечной благодарности руководству Всемирного Русского Народного Собора и лично его главе — Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за поддержку инициативы в проведении нашего форума.

В этом зале собрались единомышленники — активные граждане нашей страны, разделяющие общие взгляды на ситуацию в России и мире. 

Наши мысли на протяжении всего года в думах о нашей стране, которая проходит период испытаний.   
Следует сегодня сказать о духовных причинах того, что происходит на Украине. То, во что вылилось открытое военное противостояние, — это не просто человеческие амбиции и страсти, хотя отчасти причина конфликта кроется и в этих пороках. Причина носит и более фундаментальный, смысловой характер. 

Последние десятилетия мир входил в стадию крупных трансформаций, социальных потрясений и даже скрытых экспериментов, что стало отчетливо различимо в период пандемии коронавируса. После пандемии стало понятно, что идеи русофобии, в ряде случаев национализма прочно вошли в повестку дня наших западных соседей. Коллективный запад способствовал воспитанию на Украине человека, не знающего нашей общей истории и веры, которому чужды русский язык и богатейшая русская культура.

Мы видели, как украинское руководство грубо вмешивалось и вмешивается в церковную жизнь, пытаясь расколоть украинцев по внутреннему принципу на «хороших» и «плохих» православных, оказывая давление на каноническую Церковь Украины.  Это стало причиной того, что долго зревший конфликт, скрытая брань, стала явной. Отечество встало на защиту людей Донбасса и Луганщины. Мы верим, что Богу содействующу, вся ложь национализма как пути зла будет одолена, а правда и добро восторжествуют!

Одной из форм ответа на указанные вызовы стало подписание президентом России указа от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Это очень важное событие в современной России, потому что этот указ закладывает настоящую основу Российского государства и общества. В этом указе отражены основополагающие идеи, которые сейчас, как никогда, востребованы нашим народом.

В тексте указа к традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Это значимая, системообразующая, в чем-то даже философская совокупность необходимых нашей стране идей.

В тексте говорится о фундаментальных ценностях, значимых и для Европы, но Европы прежней, христианской, где либеральные ценности в их измененном вид, еще не были так популярны и еще не изменили взгляд на человека и общество. 

Право на жизнь, человеческое достоинство, права и свободы человека — основа любого правового государства, которое рассматривает европейскую, христианскую культуру как свое историческое наследие. Новый указ предлагает возвращение к основам европейской культуры, к преемственности традиции.

Надо заметить, что на Западе вместо идеи абсолютной ценности, связанной с Богом, и вытекающими от взаимоотношения с Ним ценности жизни, человеческого достоинства и свободы появилась идея, в соответствии с которой единственной ценностью является человек как мера всех вещей. Человек — с узкокорыстными экономическими интересами, человек — индивидуалист-одиночка, человек — с ложным восприятием действительности.  Человек — отделившийся и забывший Бога! 
Произведя трансформацию, уйдя от Богочеловека к человекобогу, современные западные мыслители совершенно исказили христианское учение о свободе. Достаточно посмотреть на те формы либерализма, которые попытались навязать нам западные кураторы, по-своему переведя на русский язык свои принципы «свободы слова», «свободы совести» и т.п.

Вместо принципа «свободы вероисповедания» — идеи о самостоятельной ответственности человека за свой религиозный выбор, они предоставили идею «свободы совести» — неизвестного на самом деле термина. Разве может быть совесть человека свободна? Или, может быть, человек свободен от совести? Как известно, «душа обязана трудиться и день и ночь».

В кондаке Великого покаянного канона святого Андрея Критского прямо говорится, что мы всегда должны как бы разговаривать со своей душой, призывая ее бодрствовать: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».

Именно совесть и является тем побуждающим голосом Божиим в сердце человека, который заставляет нас отвращаться от всякого зла и творить благо. Таково традиционное православное понимание свободы.

Ярким примером разницы между либеральными и традиционными ценностями выступают и идеи идентичности, то есть принадлежности к тому или иному этносу, нации, вероисповеданию, социальной или сословной группе. На Западе идентичность понимается как «различие», удаление людей друг от друга, а в России — как «отличие», когда при наличии отличительных черт объединяет всех единое, человеческое. На основе именно такого понятия идентичности в Европе велось множество войн, тогда как в России ничего подобного не было.

В указе также важны следующие идеи, которые в полной мере отражают русский характер, русскую духовную и культурную традицию: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за него. И это действительно те исторические, те смысловые концепции, которые объединяют народы России на протяжении веков. Они нашли свое отражение не только в героических подвигах и великих свершениях, но и в русской философии и культуре. Ведь все эти вышеперечисленные идеи можно описать одной извечной евангельской фразой «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). И эта любовь к своим согражданам, желание помочь, желание спасти свое отечество были в России всегда, вспомним слова великого философа Николая Бердяева, который утверждал: «Любовь к Родине не нуждается в оценках, обоснованиях, она естественна, возникает вне зависимости от достижений России, не выносит торга и искусственности».

Эти ценности одинаково были актуальны и для поданных Российской империи, и для граждан СССР, и для современных жителей России. И сейчас мы видим множество героических, самоотверженных примеров проявления этих качеств и среди наших современников. Сколько представителей разных профессий оставили всё, чтобы помогать воинам России, выполняющим свой долг? Сколько людей без всякого понуждения, по доброй воле оказывали и постоянно оказывают безвозмездную помощь нуждающимся и беженцам? Сколько тонн гуманитарных грузов, одежды, медикаментов было отправлено в регионы, охваченные боевыми действиями? Это, еще раз скажу, прямое и честное исполнение заповеди милосердия и действенной любви, о которых неоднократно говорит Господь в Евангелии.

Важно, что текст указа вслед за Конституцией РФ однозначно трактует семью как союз мужчины и женщины. И я очень рад, что в тексте указа теме семьи уделяется особое внимание. Ведь семья стала объектом нападок либеральной идеологии очень давно. Идея семьи как союза мужчины и женщины на западе неприемлема, потому что и человек в христианском смысле неприемлем. Там воцаряются антихристианские законы трансгуманизма, где под видом вседозволенности и «абсолютной свободы» воцаряются культ эгоизма, алчности, жестокости, лицемерия, гедонизма, культ потребления, концепция жизни без детей, всех тех пороков, которые приводят западноевропейское общество к гуманитарной катастрофе.

Напомню, что право на жизнь стоит впереди ряда ценностей, перечисленных в указе. Идеям права на жизнь и идеям крепкой семьи противоречит ужасающая и разрушающая идея аборта — убийства ребенка во чреве матери. К сожалению, при всем том, что мы много говорим об этом, пока проблема абортов является демографическим бичом России. Очевидно, что необходимо приложить еще много усилий, чтобы выйти из демографической ямы 90-х годов!

Этот указ предоставляет новую программу для России, позволяющую на законодательном уровне говорить о традиционных ценностях, дает им огранку и делает объектом правотворчества. Отрадно, если наши законодатели также примут эту эстафету от нашего президента и начнут созидать законы, основываясь на данном документе.

Крайне важной является инициатива руководства ВРНС по созданию при главах субъектов Российской Федерации советов по сохранению и укреплению традиционных ценностей. 

И нам в Санкт-Петербурге следует подумать над созданием такого важного совещательного органа при нашем губернаторе, в котором будут представлены многие деятели культуры, науки, предприниматели, представители традиционных конфессий. 

Создание год назад Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС было воспринято с одобрением общественной средой города, внесло живую струю и поддержало традиционный уклад петербуржцев. Если подобный совет при губернаторе будет создан и начнет действовать, можно многого положительного добиться, объединив усилия патриотически настроенной части общества, руководства города и отдельных граждан, для которых понятия «Бог», «Родина», «честь», «правда», «семья», «человек» являются абсолютными нравственными императивами.

В тексте указа упомянут также и созидательный труд, и я хочу обратиться к залу, ко всем собравшимся. 

Дорогие братья и сестры! Только совместным, единым созидательным трудом мы сможем создать общество на основе ценностных ориентиров, которые и зафиксированы в законе. Только постоянным трудом, трудом для преодоления внешних преград и трудом над самими собой, мы сможем помочь многим людям вокруг, как заповедал нам преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Только созидая, мы сможем добиться гармонии с Богом, с людьми, с ближними.

Желаю всем нам доброго труда на путях Божиих по созиданию нашего дорогого и горячо любимого земного Отечества!

Благодарю за внимание.