Новости

От русской идеи к суверенному будущему России

В Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры 20 октября 2023 года под председательством наместник преосвященного епископа Кронштадского Вениамина прошла стратегическая сессия «От русской идеи к суверенному будущему России». Тематические блоки сессии включали в себя следующие темы: «Православие и русская идея: религиозно-философские основания русского логоса», «Суверенные основы хозяйствования и экономический суверенитет в России»,  «Россия в геополитической картине мира: историософские и идеологические основы российской государственности».

После совместной молитвы, к собравшимся ученым, экспертам, представителям бизнеса, общественным деятелям обратился епископ Кронштадский Вениамин. Поприветствовав собравшихся, Владыка указал, что Россия всегда славилась поиском истины, целеполагание для русского человека было главенствующим: для чего я живу? Русская идея в полной мере выразилась в известной триада графа Сергея Уварова: «Православие, Самодержавие, Народность». Владыка также указал, что Святейший Патриарх Кирилл неоднократно в своих проповедях обращался к теме русской национальной идеи и, что крайне важна взаимная ответственность за будущую судьбу нашего Отечества перед Богом и священнослужителей и представителей других сословий России.

Протоиерей Александр Пелин, председатель епархиального ОВЦО и инициатор проведения данной стратегической сессии в своем выступлении остановился на истоках русской идеологии. Ссылаясь на работы современного выдающегося ученого, доктора философских наук профессора Александра Казина, отец Александр подчеркнул, что    истоки современной русской идеологии восходят к реформам Петра Великого.

«Истоки и результаты деятельности первого российского императора —  сверхнациональны, и сохраняют свою актуальность до сих пор. Именно в те века, когда   Запад, по существу, отказался от несения Креста, вышел из истории как осуществления замысла Божия о человеке и перестал соотносить себя с Сыном Божиим  его образ (эпоха  Просвещения), Русь упорно продолжала стоять за Евангельскую правду.

По факту Петр создал как бы две России – Россию модернизированную и Россию классическую. Но что ещё более важно, Петр почти не затронул своими рационалистическими реформами многомиллионный православный русский народ. Сознательно или бессознательно, он оставил его с Богом, с Александром Невским и Сергием Радонежским. Тем самым он направил метаисторический путь России совсем по другому пути, чем пошла в ту же эпоху лейбницевско-вольтеровская Европа».

Так что же такое идеология?  Идеология – это идея у власти, властвующая идея, которая на практике предопределяет действия (поступки) страны, нации, отдельного человека. Одна из главных ошибок марксизма и состояла в том, что он бытие ставил впереди сознания. На самом деле наоборот – сознание определяет бытие, как личное, так и общественное. Во всяком случае, это прямо следует из христианского понимания человека как образа Божия, которому дана свобода полагать свою жизнь в перспективе высших духовных целей, а не только в интересах той или иной технологической  или политической формации. Точно также народ как соборная (коллективная) личность строит свою судьбу как творческий процесс, за который он даст ответ на Страшном и Последнем Суде Христовом.

  Какое это имеет отношение к России? Самое прямое. Со времен Крещения русской идеологией – правящей идеей – у нас явилось  Православие, которое Ф. М. Достоевский совершенно справедливо назвал «нашим русским социализмом». Именно с этой идеологией под водительством московских царей Русь стала  крупнейшей империей Евразии,  от Днепра  на западе до Тихого океана на Востоке».

  Кратко остановившись на важных вехах русской историософии, отец Александр подчеркнул, что не претендуя на исполнение рая на земле, как противоречащее  самой сути христианской веры, русский глубинный социализм, а в широком смысле  — народная монархия, есть национальный ценностный идеал отечественного пути, какие бы государственно-культурные и социальные формы он ни принимал на протяжении протекшей тысячи лет нашей истории.

«Народная монархия на Руси – такой же естественный способ осуществления социального (соборного) единства общества, как и государственно-частное партнерство в экономике, при обязательном условии, разумеется, что капитал служит стране и  народу, а не наоборот. Монархисты, коммунисты и капиталисты сегодня по жизни одинаковые «работники трудового фронта» (те, которые не хотят, уже убежали, или собираются в бега, или просто затаились в ожидании «нормальной» власти). В лице Президента (80% поддержки) мы  имеем  сегодня такого свободно избранного «народного монарха», которому доверяет народ, и который, со своей стороны, опирается на  доверие народа. В этом акте сближаются ныне на уровне реальной общественной  практики главные символы России – православная хоругвь, монархическое знамя, красный флаг и исторический триколор. В данном случае противоречия (и даже антиномии) первого, второго,  третьего и четвертого снимаются в высшем синтезе – синтезе русской идеи как стремления жить  по правде, а не по прагматической выгоде и корысти. Не случайно соборно-монархический архетип воспроизводится в русском историческом бытии (в русском народном социализме)  с постоянством закона, независимо от того, в каком веке и на  каких технологиях это происходит. Это и есть русская идеология. Поэтому, что у нас что ни строй — всё  Святая Русь выходит. Провидчески поэт Николай Рубцов сформулировал этот закон по-своему: «здесь Русь навек произошла, и больше ничего не происходит.

Если нужна краткая формула российской идеологии, то её можно назвать русской правдой, со всеми её религиозными, нравственными, культурными, политическими, экономическими и межнациональными гранями. это не логическое понятие, а сам способ существования  русского мира, восходящая к его трансцендентным творческим  истокам, к его Логосу. Именно в такой парадигме жили и работали великие наши правители, ученые, мыслители, святые. Такую истину нельзя просто знать, в ней надо быть. Она включает в себя любовь и веру. Русский человек – это тот, кто любит Россию, говорит и думает  по-русски и свободно разделяет её земную и небесную судьбу». 

Председатель Совета МОПД «Вечно живые», соучредитель Всероссийского патриотического проекта «Земля героев» Федор Туркин остановился на тех вызовах, которые несет негативная миграционная политика по отношению к реалиям российской экономики. Необходимо работать с нашими союзниками и партнерами по ОДКБ, по другим геополитическим общностям, а не отталкивать от нас наших соседей, с которыми у нас многие годы была и есть общая история и судьба.

Профессор Дмитрий Функ, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая в своем выступлении остановился на теме национального вопроса и суверенной идеологии России.

Ученый подчеркнул, что долгие годы в стране господствовал тезис, что «этническое и культурное многообразие это безусловное благо». Но как проверить, так ли это на самом деле?

«Мне кажется, главным мерилом правильности такого подхода стала ВОВ, когда национальный вопрос не то, чтобы отошел на второй план, но, наоборот, он стал особо значим, но в ином измерении – идеологическом я бы сказал: с захватчиками сражался весь народ – народ как единое национальное целое.

Что это значит? Это значит, что есть условия, при которых национальное многообразие и поддержка его со стороны государства могут рассматриваться исключительно в позитивном ключе. Всегда ли?

Новые научные и практические вызовы поставило перед всеми нами возвращение в границы страны новых/старых, – в значительней мере русскоязычных территорий //, Территорий, на которых, как мы все знаем, в последние десятилетия реализовывалась не просто особая национальная политика, но я бы сказал, применялись изощренные способы работы с населением – от мала до велика, — которые можно определить как идеологию. Идеологию, построенную в исключительности одного народа и одного языка, на риторике этой исключительности, подпитываемой насаждением в корне извращенных представлений об истории и культуре как «своего» народа, так и любых иных окружающих. Как мы себя поведем здесь? Будем вышибать клин клином и … получим в итоге непредсказуемый результат?! Это очень серьезный вопрос. И, повторюсь, здесь нужен серьезный этнологический и – шире – социальный анализ.

Позволю себе также заметить, что национальная политика – не есть лишь борьба с негативом, это и предупреждение негатива и это – что ОЧЕНЬ важно – распространение позитивного опыта, равно как и позитивных новостей.

Попробуйте составить словарь рабочих терминов в отношении национальной политики! Практически всё, что будет приходить в голову, будет связано с проблемами миграций, мигрантов и принимающего сообщества, с национализмом, с деструктивными сектами, враждой, конфликтами, вынужденными переселениями и всем прочим. Но ведь это в корне неверно!!! Поле для выработки адекватной политики и планирования в этой сфере поистине огромно. Фактически это должно стать значимой составной частью в выработке нашей суверенной идеологии. И память историческая должна помочь в этом: позволю себе напомнить, что бОльшая часть мигрантов – это люди с территории Советского Союза…

Страна, мне кажется, не может вот уже которое десятилетие жить в идеологическом вакууме. Чем именно он будет заполнен, зависит, в том числе и от всех нас. Идеей развития гражданской нации в ущерб национальным культурам? А почему обязательно в ущерб? И почему именно и лишь идеей гражданской нации? И почему лишь национальное измерение рассматривается применительно к идеологии страны? Да, основания для такого подхода есть, но почему, повторю, лишь они? Если мы приблизимся к ответу на эти, кажущиеся риторическими, вопросы, думаю, нам проще будет увидеть пути решения стоящих перед страной сложных задач.  И решать эти решать с любовью к России».

Главный редактор ИА «Русская народная линия», председатель Русского собрания Анатолий Степанов остановился на основах современной идеологии России, в целом солидаризируясь с предыдущими докладчиками. Он подчеркнул, что для современной России важен опыт всей ее цельной истории, когда, например, нельзя отбросить как неудачный, советский период нашей жизни.

Директор Института ХоШи Мина СПбГУ профессор Колотов указал на использование опыта изменения религиозных идентичностей на примере современной Украины. Так он указал, что псевдо религиозные идеи в полной мере использовались нашими противниками  для промывания мозгов и внедрения чуждых и разъединяющих по своему духу квази-религиозных «идеологий». Подобные попытки продолжат предприниматься и в современной России.

На стратегической сессии поднимались и вопросы работы с соотечественниками за рубежом (Александр Кузнецов, председатель Правления РОО «Балтийский Берег»), и  вопросы формирования суверенной идеологической мысли в работах современных нам мыслителей (профессор Олег Агапов, директор НИИ социальной философии Казанского инновационного университета). Истории развития монархических организаций в России и за рубежом был посвящен доклад секретаря Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза Ордена Андрея Бертоша. Заместитель начальника управления ПАО «Газпром» Феликс Панько рассказал о современных практиках помощи в реабилитации инвалидов и раненных воинов – участников СВО.

Особый интерес вызвал блок экономической повестки стратегической сессии. Многие участники сошлись во мнении, что России необходимо предложить миру и геополитических партнерам внятную внешне политическую повестку с опорой на экономику.  Уважают сильных, договороспособных. Также было подчеркнуто, что ни мы в коей степени мы не должны вести изоляционистскую политику, а быть совбодны и открыты для всех людей доброй воли. При этом уходить из глобалистской повестки и избегать западни «западнических» экономических моделей хозяйствования.

В дискуссии в этой части сессии приняли участие: заместитель Министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач, финансовый директор ГК РСТИ (РосСтройИнвест) Алексей Разумов, член Совета Гильдии корпоративных директоров, директор Института социальных и этнокультурных исследований Николай Григорьев.

Участники сессии подчеркнули, что подобного рода мероприятия должны носить систематических характер, так как выработка важных экспертных документов должна помочь различных органам государственной исполнительной и законодательной власти обретать национальный суверенитет, основанный на национализации смыслов, культуры, экономики, политических моделей устройства нашего общества.