Новости

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ Первого Всероссийского научно-практического семинара «Экономический и идеологический суверенитет России в современных условиях: оценка ситуации, угрозы и вызовы, реалистические прогнозы»

Санкт-Петербург                                                                                  13 июня 2023

«Мы стоим на историческом рубеже. Впереди самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны. Запад не способен единолично управлять человечеством, но отчаянно пытается это делать. А большинство народов мира уже не хочет с этим мириться. Вот в этом есть главное противоречие новой эпохи».

Президент России В.В. Путин. Выступление на Валдайском форуме 2022

В соответствии с планом подготовки к Санкт-Петербургскому Идеологическому форуму ВРНС по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 13 июня 2023 года в актовом зале ГК «РосСтройИнвест прошел Первый Всероссийский научно-практический семинар «Экономический и идеологический суверенитет России в современных условиях: оценка ситуации, угрозы и вызовы, реалистические прогнозы», организаторами которого выступило Санкт-Петербургское региональное отделение ВРНС

В ходе выступлений, совместного анализа ситуации, внесения предложений и обмена мнениями — участники семинара, священнослужители, экономисты, специалисты строительной отрасли, общественные и научные деятели Москвы и Санкт-Петербурга выносят на рассмотрение руководства ВРНС ряд предложений, для дальнейшей углублённой проработки, согласования и внесения в итоговые решения предстоящего Санкт-Петербургского Идеологического форума ВРНС:

Идеологические и структурные основания экономической и предпринимательской деятельности.

  • Бог даёт человеку предпринимательский талант не (только) для личного обогащения, а для предпринимательского служения высшим целям развития и укрепления России и российского народа. Бизнес должен строиться на сильной нравственной основе. Только в таком случае можно построить стабильное, крепкое и сплочённое общество, которое справится с глобальными вызовами трансформационного мирового кризиса;
  • Во главу угла должен быть поставлен вектор инновационного развития российской экономики во всех отраслях. Необходимо удержание лидерских позиций в сферах и отраслях, где они имеются, и ускоренное преодоление отставаний в сферах и отраслях, где отставание образовалось;
  • Поддержка (при необходимости реструктуризация) фундаментальной и прикладной науки и высокотехнологичных отечественных разработок в интересах отечественной экономики;
  • Обеспечение активного участия гражданского общества в укреплении нравственно-этического фундамента нашего общества и роста эффективности социальных институтов для обеспечения экономического суверенитета России в долгосрочной перспективе;
  • Обеспечение эффективного диалога государства, общества и предпринимательского сообщества в целях укрепления взаимопонимания, гражданского единства и высокой осознанной вовлечённости всех участников социальной жизни и делового оборота для решения стратегических задач, стоящих перед Россией. Имплементация совместно выработанных и согласованных государственных и общественных интересов в субэлитные группы и относительно массовые среды;
  • Построение современной системы воспитания и образования, которая с одной стороны обеспечит стратегические проекты России кадрами, а с другой стороны, даст стране мотивированных активных патриотов, которым предстоит продлить общемировую историческую роль России в XXI век.

Предложения по развитию суверенной финансовой и инвестиционной системы для России и стран ШОС и БРИКС.

  • Отладка платежно-расчетной инфраструктуры торговли в национальных валютах в рамках ЕАЭС с исключением рисков использования валют, рейтингов, бирж, депозитариев и клиринговых систем третьих стран;
  • Проработка концепции международного договора по формированию евразийской платежно-расчетной единицы, опирающуюся на демографический, пространственный и ресурсный потенциал стран Большой Евразии;
  • Формирование пула валютных резервов стран ШОС (по примеру БРИКС) как основа для торговли в национальных валютах;
  • Формирование единого евразийского биржевого товарного пространства с ценообразованием на основные (стратегические) товары без привязки к биржам и валютам третьих стран;
  • Заключение международного договора об альтернативной платежно-расчетной единице.
  • Обеспечение проектного финансирования в «окрашенной валюте» под минимальный процент для приоритетных направлений деятельности.

Отраслевые предложения, которые могут и должны сработать «прямо сейчас», а не в среднесрочном будущем.

  • В настоящее время строительный комплекс России – мощная структура и уже готовый драйвер экономического развития с высоким мультипликатором. Необходимо существенно усилить государственные меры поддержки малоэтажного строительства, которое позволит не только вовлечь в экономику сбережения населения (при определённых условиях), но и помочь решить важные социальные задачи;
  • Необходима ревизия с последующей отменой необоснованного или чрезмерного регулирования, которое не несёт в себе задачи защиты прав и интересов граждан, но препятствует развитию строительного комплекса;
  • Строительная отрасль совершенно необходима для решения стратегических задач России в области геополитики и геоэкономики, таких, как: Транспортный коридор Север-Юг, Транссибирский коридор, Северный морской путь, развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Активное вовлечение строительных компаний России на прозрачной конкурсной основе – позволит серьёзно продвинуть эти судьбоносные проекты.

Каждое из указанных направлений деятельности – требует углублённой проработки и комплекса конкретных мер, которые подлежат безотлагательной реализации.

Во многом, такая работа уже проделана отдельными участниками процесса, но необходима консолидация и «сшивание» этих наработок в единый комплексный документ.

Конкретные предложения добавляются в настоящий документ по мере проработки рабочими группами в виде Приложений.

Приложение № 1.

Предложения в сфере строительного комплекса России

в разрезе малоэтажного строительства.

Предложения, направленные на повышение эффективности строительного комплекса, в разрезе малоэтажного строительства можно разбить на следующие этапы:

Этап I: Изменения, к внедрению которых можно подойти уже сейчас, без долгой проработки и изменения нормативной базы (срок внедрения до 6 месяцев):

  1. Использование всех типов домов малоэтажного строительства, в том числе, при застройке в комбинированном виде : многоквартирных малоэтажных домов, индивидуальных жилых домов, таун-хаусов, дуплексов, триплексов, и т.д., для целей создания комфортной жилой среды а также снижения затрат на строительство инфраструктурной сети (улично-дорожная сеть, электрификация, газификация, центральное отопление, водоснабжение и водоотведение и пр.).
  2. Плановое формирование комфортной среды пригородов в городах мегаполисах, восстановление сельских агломераций — деревень, сел, поселков, развитие территорий под новые города в малозаселенных местностях. 
  3. Формирование базы объектов-аналогов для расчета и предоставления по стандартизированной процедуре проектного финансирования.
  4. Запуск ипотечных программ малоэтажного жилья для населения аналогичных программам ипотеки многоквартирных домов. 
  5. Снижение первоначального взноса по ипотеке до 2%-5% от стоимости приобретаемого жилья.
  6. Пересмотр стандартов (Базель III) в отношении банковской достаточности капитала, стресс-тестирования и требований к ликвидности, наличия высококачественных ликвидных активов и по сути уменьшения возможности предоставления кредитного плеча банка, и основанных на них регламентирующих положений ЦБ РФ с учетом суверенизации экономики РФ, изменение нормативов по кредитованию и достаточности капитала, показателей краткосрочной ликвидности, порядка формирования резервов по портфелям однородных ссуд (ипотечное кредитование), в сторону снижения процента резервирования и увеличения банковского кредитного плеча.

Этап II: Изменения, к внедрению которых необходимо подготовить и утвердить нормативно-правовую базу (срок внедрения до 1 года):

  1. Регламентация ускоренного принятия законодательных и регулирующих актов на местах (изменения генпланов в регионах, изменение и утверждение ППТ, выпуск ГПЗУ, выдача РНС и пр.)
  2. Утверждение и сертификация типовых проектов домов малоэтажного строительства для целей привлечения в эту нишу рынка крупных застройщиков и обеспечения развития данного сегмента за счет доступной ипотеки.
  3. Льготное (бесплатное на основе проведения конкурса проектов) выделение земель из федеральной и региональной собственности для развития федеральных и региональных кластеров территорий заселения путем организации крупных промышленных и сельскохозяйственных производств, формирования сетей, транспортно-дорожной и социальной инфраструктуры и развития примыкающей жилищной инфраструктуры 
  4. Изменение порядка проведения анализа платежеспособности ипотечного заемщика (скоринг сделки), смещение контроля на стоимость приобретаемого актива
  5. Внедрение альтернативных финансовых инструментов приобретения жилья в собственность/найм, лизинг недвижимости, аренда/аренда с выкупом, освобождение от налога на имущество (жилая недвижимость) лизинговых компаний, управляющих компаний, организаций, предоставляющих жилье в составе релокационного пакета, списание ипотеки единственного жилья многодетным семьям.
  6. Проектное финансирование Застройщиков (в том числе рефинансирование бридж кредитов на приобретение земли после получения ИРД) напрямую от ЦБ РФ по специальной программе кредитования под единую для всех застройщиков ставку на уровне ставки рефинансирования, с размещением средств дольщиков на счетах эскроу в любых коммерческих банках (несколько банков-агентов по эскроу вместо одного).
  7. Контроль со стороны ЦБ, качестве меры сдерживания роста цен на жилье, и обеспечения целевого 30%-го порога рентабельности по отрасли, пороговых значений (в том числе потолка) цен реализации застройщиков, со штрафными санкциями в виде дополнительной % нагрузки, в случае нарушения.

Этап III: Изменения, внедрение которых требует существенной проработки и структурного изменения в том числе администрирующих органов (срок внедрения до 1,5 лет):

  1. Создание единого федерального органа управления и планирования развития территорий по регионам для целей системного государственного подхода к созданию комфортной жилой среды для населения на основе анализа потребности населения в малоэтажном строительстве, заселенности, экологической ситуации, производственных мощностей, безопасности. 
  2. Утверждение целевых долгосрочных программ развития инфраструктуры и территорий на уровне РФ и регионов, выделение фондов для решения этих задач.
  3. Разработка нормативной и методологической базы для предоставления проектного финансирования для проектов малоэтажного строительства дуплексов, триплексов, индивидуальных жилых домов с использованием счетов эскроу, открываемых под заключение договора подряда с выкупом.
  4. Создание отраслевых федеральных и региональных фондов поддержки малоэтажного строительства для цели преодоления периода неблагоприятной конъюнктуры в условиях резкого падения платежеспособного спроса
  5. Фиксирование курса рубля на среднесрочный период (от 3х до 6-ти лет) относительно резервных валют (доллары США и евро)
  6. Введение свободной эмиссии рубля на основе обеспечения рубля золотым запасом страны, кредитная эмиссия рубля под залоги (разведанные запасы нефти, газа, угля и проч.), отказ от применения бюджетного правила эмиссии рубля относительно скомпрометировавших себя валют — доллара США и евро (сейчас эмиссия рубля ограничена и производиться исключительно из средств, пришедших в страну извне. Именно ЗВР служит тем инструментом, который позволяют ЦБ выполнять операции по обмену валюты взамен эмиссии рубля).
  7. Существенное снижение ключевой ставки ЦБ до 2-3%, с соответствующим понижением ставок банков-кредиторов по проектному финансированию и бридж-кредитованию застройщиков, введение ипотеки с уровнем ставок 3,5-4%